Перейти к основному содержанию

Как играют слепоглухие дети

Научить ребенка играть сегодня — значит создать ему серьезный задел на будущее.

Развитие любого ребенка не обходится без игры как одного из наиболее распространенных видов детской деятельности. Через игру ребенок познает окружающий мир. И ребенок с нарушениями зрения и слуха не исключение.

В науке выделяют три основных этапа предметной и предметно-игровой деятельности слепоглухих детей.

Первый этап

Первый этап характерен для детей со сложными сенсорными нарушениями, находящимися в начале своего развития, которые еще не получают педагогического и психологического воздействия.

Основные их характерные черты – практическое отсутствие спонтанной деятельности. Они не могут совершать никаких действий с предметами, а поведение их однообразно. Почти со всеми предметами они действуют однотипно, то есть не учитывают их специфических свойств — формы, фактуры материала. Они тянут их в рот, стучат по зубам, бросают.

Такие действия могут сохраняться до дошкольного возраста. Это не деятельность с предметом как таковым, а самораздражение — потряхивание перед глазами или ушами, удары по зубам или голове.

Почти не встречается у этой категории детей деятельность с учетом физических свойств предметов, например открывание и закрывание дверей в комнаты, нанизывание предметов с отверстиями на палец, надевание на голову тряпок или платков понравившейся фактуры.

Совсем редко встречаются действия, связанные с прямым назначением предмета, например ребенок облизывает пустую ложку, пробует пить или есть из пустой чашки, открывает сумку и вытряхивает из нее содержимое.

Низкий уровень деятельности с предметами слепоглухих детей связан с тем, что у них отсутствует навык самообслуживания, а также не сформирована бытовая культура.

Второй этап

На втором этапе дети с нарушенным зрением и слухом овладевают основными навыками самообслуживания и определенным уровнем действий с предметами. Деятельность с предметами имеет более направленный характер, ребенок может самостоятельно есть, одеваться с незначительной помощью взрослых, причесываться.

У таких детей отмечается предметно–игровая деятельность, в частности процессуальная. С помощью взрослых они учатся определять назначение предметов, производить с ними действия, подражая взрослым. Например, девочка пытается укачивать куклу так же, как это делала мама, она старается привлечь внимание мамы к своим действиям, продолжить их совместно.

Если мама понимает желание девочки, то подключается к процессу, а значит, они общаются, ребенок начинает демонстрировать свое понимание назначения предмета, учится действиям не только с самим предметом, но и приучается взаимодействовать с другими людьми.

А вот если мама проигнорирует действия девочки, то она потеряет интерес к укачиванию куклы, сама ляжет на диван или пол и начнет качаться, тут ни о каком познании, разумеется, и речи быть не может.

На этом уровне развития ребенок использует предмет как реальную составляющую мира. Начав качать куклу, девочка может лечь рядом с ней и продолжить делать те же движения и с собой.

Зачастую на данном этапе кукла используется как игрушка очень редко, только после того как взрослый занимательно показал, что с ней делают. Кукла еще не предмет игры, она исполняет лишь ту функцию, с которой ребенка познакомил взрослый. Все действия ребенка направлены на подражание взрослым.

Третий этап

Третий этап характерен для учеников начальных классов школ для слепоглухонемых детей. На данной стадии развития действия с игрушками уже имеют игровой характер, возникают элементы коллективной игры, для которой характерны воображаемость ситуаций, определение ролей. Например, дети имитируют приготовление обеда для семьи. Один, как правило это девочка, готовит обед, режет воображаемые овощи, готовит суп на воображаемой плите, а второй ребенок, зачастую это мальчик, с удовольствием его ест.

На данном этапе можно говорить об имитации целой цепи действий, дети начинают играть в дочки-матери. Однако даже если в игре детей наблюдается распределение ролей, они все равно слишком примитивны и однообразны: поход в магазин, приготовление обеда и снова поход в магазин, лишь иногда дети могут предложить сделать ночь. При этом в игре полностью отсутствуют предметы, заменяющие реальные.

Таким образом, у слепоглухонемого ребенка при свободном поведении почти всегда отсутствует символическая часть ролевой игры. Корректировать это можно лишь при постоянном, регулярном психологическом, социальном, педагогическом воздействии с участием не только специалистов в данной сфере, но и всех близких ребенку людей, прежде всего родителей.

Ролевая игра детей лежит в основе дальнейшего формирования и развития их личности независимо от того, какими сенсорными нарушениями они страдают. А значит, научить ребенка играть сегодня — создать ему серьезный задел на будущее.