Аллергия как норма
О проблемах лечения аллергии рассказала заслуженный врач РФ, профессор, доктор медицинских наук, заместитель директора по клиническим вопросам и главный врач Института иммунологии ФМБА России Наталья Ильина.
— Действительно ли проблема аллергии настолько актуальна?
— По данным эпидемиологических популяционных исследований не только в нашей стране, но и за рубежом, количество аллергиков достигает 30-40% в популяции, а это очень высокие цифры. Нет ни одной патологии, которая бы имела такое широкое распространение. А по тем цифрам, которые врачи подают в Минздравсоцразвития, редко в каком регионе страны заболеваемость аллергией превышает 1-2%.
— Откуда такая разница в цифрах?
— Пациенты с минимальными проявлениями аллергии просто не обращаются к врачу или пьют антигистаминные препараты, которые купируют симптомы. В разных регионах России не всегда доступна специализированная помощь при аллергии, нужно ехать в областной центр. Раньше на 500-600 тыс. человек был один аллерголог, сейчас один специалист на 100 тыс. взрослых и на 50 тыс. детей, но этого недостаточно. Мы проводим образовательные программы для врачей первичного звена, чтобы они могли хотя бы заподозрить аллергию, вовремя взяться за больного. Ведь с аллергией может столкнуться врач любой специальности, у наших пациентов есть и дерматит, и лекарственная, и пищевая непереносимость.
— Какое лечение обычно проходят аллергики?
— Наши пациенты годами получают медпомощь только у фармацевта, приходя в аптеку. Там против аллергического ринита, которым сейчас страдает около 20% населения, дают сосудосуживающие капли, но длительное применение этих капель только утяжеляет течение ринита.
Аллергики – довольно проблемная группа, у них нередко развиваются лекарственные осложнения, им можно назначать только минимум лекарственных препаратов, только те, действие которых доказано.
— Современная фармакология не может предложить аллергикам более действенное лечение?
— Чтобы посчитать все группы лекарств, которыми лечат аллергию, хватит пальцев одной руки. Это антигистаминные, бронхолитики, топические стероиды (назальные, ингаляционные, парентеральные, пероральные), аллергены для диагностики и лечения.
В последнее время применение этих препаратов вышло на некое плато. Они в чем-то более эффективны, но, по сути, в течение 30 лет ничего не меняется. Наука развивается в том направлении, чтобы блокировать определенные механизмы. Очень много таких препаратов стартовало на западе, но очень мало дошло до практического применения: либо эффективность не та, либо цена слишком высока.
— С чем может быть связано то, что аллергии стали настолько распространены?
— Во второй половине XX века возникла вспышка аллергических заболеваний, виноват в которой наследственный фактор: изменились условия жизни. По некоторым предположениям, распространение аллергии стало последствием эры антибиотиков. Мы эффективно стали бороться с инфекциями, уменьшилась инфекционная нагрузка на организм в младенчестве, а в стерильных условиях вырабатывается другой иммунитет. В африканских странах, где много больных гепатитом А, где гигиенические условия на низком уровне, такого числа больных аллергией нет, эта проблема актуальна лишь для регионов с развитой экономикой.
Предполагаемых причин распространения аллергии много, а истинная причина непонятна. Все факторы переплетаются и взаимодействуют. Все методы первичной профилактики носят гипотетический характер. Мы советуем маме не курить во время беременности, кормить грудным молоком, но мы не уверены, что это действительно застрахует ребенка от развития аллергии в будущем.
Аллергия — это болезнь молодых, которая начинается с детства. Но это заболевание может начаться и в 50, и в 60 лет. Еще 30 лет назад этого не было. И ни в одной стране мира даже стабилизации с аллергопатологией не наступает. Может быть через несколько десятилетий аллергическая реакция вообще будет вариантом нормы.