Доктор Комаровский: «Чиновникам от здравоохранения я вообще не интересен»
Передачи «Школа доктора Комаровского» в России очень популярны, несмотря на то что у нас доступ к ним имеют зрители достаточно скромного канала «Мать и Дитя» (на Украине передачи выходят на центральном «Интере»). Но люди, в первую очередь молодые женщины, мамы, активно качают видеоролики из Сети, смотрят их на своих гаджетах. Вы довольны тем, как повернулась история с вашей «Школой», ведь проекту уже более двух лет?
– Да, передача выходит почти два с половиной года. Быть недовольным ее популярностью я, конечно, не могу. Но при этом хочу сказать, что не скрываю разочарования. Когда мы начали этот телепроект, я мечтал, что он станет чем-то вроде красной тряпки, привлечет внимание чиновников от здравоохранения к реальным проблемам пациентов. В первую очередь маленьких детей и их родителей. Но, вынужден признаться, за все это время со мной не связалось ни одно ответственное лицо. Выходит, ни я, ни крупнейшее рейтинговое телевизионное шоу про здоровье, чиновников просто не интересуем.
– То есть когда вы начинали делать свой телепроект, вы ожидали большей отдачи?
– Зрители, поклонники передачи у меня замечательные. Но когда я выходил на уровень центрального телевидения страны, я мечтал в том числе привлечь внимание к проблеме взаимоотношений в звене «врач-пациент». Это самое тонкое, самое трудное место нашей постсоветской (и украинской, и российской) медицины. Решать проблемы в этом звене необходимо на государственном уровне. И я имел право рассчитывать, что мои передачи на самом рейтинговом канале помогут включить какие-то механизмы…Но нет, худшие опасения подтвердились, бюрократия с места не сдвинулась, навстречу чиновники не идут. С госслужащими Минздрава у нас установился нейтралитет: я делаю свое дело, они – свое.
– Какова же цель вашего шоу сегодня? Если большие задачи решать не получается по объективным причинам.
– Я стараюсь помогать родителям, стараюсь дать им ту информацию, которую они нигде больше не получат. А если получат, то не в той форме, в искаженном (возможно, даже искаженном рекламой) варианте. Я ведь не пропагандирую никаких лекарств, телеканал даже не имеет права рядом с моим воскресным шоу в эфирной сетке ставить рекламу, которую я не утвердил. Я стараюсь быть полностью честным с аудиторией. Помогаю как могу.
— У вашей клиники есть очень хороший сайт. Насколько лично вы в нем участвуете?
– Я отношусь к этому очень серьезно и участвую максимально. На 98% материалы, которые публикуются, проходят через меня, я почти все успеваю проверять. Статьи, видео, материалы в блоге, книги – все это авторский контент. Сайт, к счастью, популярный, есть своя постоянная аудитория, я этому очень рад. Рад, что мы и в интернете делаем практически свободный от рекламы, полезный информационный ресурс.
– А что вы категорически никогда бы не поставили на свой сайт?
– Никогда в жизни я не опубликую материал, который будет рассказывать вам, какая отличная, эффективная штука гомеопатия, например. Или что все проблемы современности от дисбактериоза. Опять же, не дождетесь от меня ерунды, что прививки делать детям не надо!
– Как вы в принципе относитесь к популяризации знаний именно в интернете? Вас как профессионального врача не коробит то, что там происходит?
– Еще как коробит, отношусь очень скептически, вижу, как Сеть превратили фактически в желто-рекламную помойку. Уровень медицинской журналистики (и в интернете, и в печатных СМИ, и в телевизоре тоже) сегодня чрезвычайно низкий. Зачастую просто ужасающе выглядят сайты, публикации в газетах, даже телешоу на центральных, замечу, каналах. Я часто вижу, как ведущие или приглашенные «эксперты» в самых популярных передачах о здоровье допускают просто невероятные ляпы. Нужны нормальные редакторы, нормальные проекты – к сожалению, пока их очень мало.
– Не предлагали ли вам делать проекты за рубежом, конкретно в России, конечно? И имею в виду центральные, крупные каналы/телестудии?
– Я открыт к сотрудничеству, готов, не связан никакими эксклюзивными обязательствами. Но пока предложений не было. Мало того, меня слегка удивляет ситуация, при которой на Украине, в Белоруссии, в Израиле моя передача выходит в лучшее время на центральных каналах. В России же, увы, это скромный спутниковый канал. Россиянам я не нужен? Думаю, дело немного в другом. На ваших каналах работают свои звезды. Я же не так удобен, я не готов рекламировать лекарства своим лицом, не готов продаваться, мне это не нужно совершенно.