Перейти к основному содержанию

Лазеры творят чудеса

Врачи используют лазер для коррекции отслойки сетчатки, близорукости и астигматизма.

О перспективах развития офтальмологии в эксклюзивном интервью корреспонденту VitaPortal.ru рассказала Нина Балашова, зав. отделом экспорта медицинских услуг ФГУ МНТК «Микрохирургия глаза» им. Академика С.Н. Федорова.

— Что мы делаем не так, почему год от года пациенты у офтальмологов только прибывают?

— Мы все живем в определенной среде, где принято смотреть телевизор, читать, работать на компьютере больше, чем гулять и наслаждаться природой. Мы неправильно питаемся, у нас нет времени расслабиться и посмотреть куда-то дальше, за горизонт. Весь мир, на который мы смотрим, ограничен близостью.

— Насколько быстро развивается современная офтальмология?

— Еще пять лет тому назад не делали того, что сейчас. Методики и взгляды на многие вещи меняются стремительно. Последнее из достижений в том, что мы научились работать с микроскопическими единицами, корректировать даже отслойку сетчатки.

Наш ведущий хирург в этой области Захаров Валерий Дмитриевич только что приехал с международной конференции во Вьетнаме, там он демонстрировал операцию на стекловидном теле. Вьетнамцы просто не поверили тому, что видели. Операция проходила на тончайшем уровне.

Через микроскопический разрез без наложения швов можно делать внутри глаза даже не суперсложные, а фантастические операции. У меня сердце замирает при виде этого, более совершенной картины для специалистов нашей области трудно придумать.

— С какими открытиями была связана ваша научная деятельность?

— Я занималась вопросами прогрессирующей близорукости высокой степени в то время, когда микрохирургия еще не была развита, наиболее прогрессивной считалась радиальная кератомия, позволившая сотням людей избавиться от очков.

В то время в институте были прооперированы сотни пациентов. Были моменты определенного риска, но сам факт операций дал тогда надежду специалистам, что близорукость не приговор. Что помимо очков и контактных линз, которые, кстати, не все переносят, есть какие-то другие способы улучшить качество жизни.

Кератомия тогда была пошагово исследована и стала колоссальной базой для дальнейших операций. Потом на ее место пришли лазеры.

— А дальше есть куда

развиваться

?

— Конечно! Много лет назад, когда я, закончив институт, пошла в офтальмологию и начала изучать научную литературу, я впервые задалась вопросом о том, что же еще в офтальмологии можно делать, ведь все уже открыто и описано.

Потом поняла, что сделанное можно в тысячу раз улучшить. В мире никогда не будет конечного суперпродукта, завтра появится что-то новое. В этом стимул жизни.