Перейти к основному содержанию

Синдром гипервентиляции: дайвинг, бег и роды

Перенасыщение тканей кислородом вызывает синдром гипервентиляции и может привести к коме.

Дыхание рефлекторно учащается, когда организм расходует много энергии и нуждается в повышенном насыщении клеток кислородом. Это случается во время бега, при погружении на глубину, во время родов, а также во время полового и нервного возбуждения. Именно в такие моменты и возникает опасный синдром гипервентиляции.

Синдром гипервентиляции: признаки

К основным признакам синдрома гипервентиляции относят:

  • чувство тревоги, беспокойства, возбуждения;
  • частое дыхание, зевота;
  • ощущение легкого удушья, нехватки воздуха;
  • повышенный пульс;
  • нарушение координации, головокружение;
  • покалывание в конечностях, их онемение;
  • боль в груди, ее уплотнение или, наоборот, мягкость.

Возможны и другие симптомы гипоксии, вызванной синдромом гипервентиляции:

  • головная боль;
  • повышенное газообразование, раздувание, отрыгивание;
  • судорожные движения;
  • повышенное потоотделение;
  • нарушение четкости зрения;
  • потеря сознания;
  • кома.

Эти симптомы могут быть вызваны и другими причинами, но если нарушено дыхание, то это признаки разных степеней гипоксии головного мозга. Для восстановления нормального кровоснабжения мозга необходимо нормализовать дыхание и дождаться исчезновения всех признаков гипоксии.

Контроль гипервентиляции

В дайвинге есть понятие контролируемой гипервентиляции – когда дайвер искусственно вызывает у себя легкую гипервентиляцию, не доводя ее до гипоксии. Перед погружением он делает несколько глубоких вдохов и выдохов, ныряя на вдохе. Это делается для того, чтобы повысить запас кислорода в тканях и, соответственно, увеличить продолжительность погружения и снизить опасность появления синдрома гипервентиляции.

Дыхание позволяет регулировать темп бега. Оптимальным для любительских занятий считается бег без кислородного голодания. Для этого тренеры рекомендуют делать один короткий глубокий вдох носом (на один шаг) и четыре длинных выдоха ртом.

Проверить наличие гипоксии и риск возникновения синдрома гипервентиляции просто: если при беге удобно разговаривать, значит гипервентиляции нет. Если говорить трудно, то это уже высокий темп. Если же дыхание частое и прерывистое, то сил хватит не больше чем на пять минут бега. Спринтеры бегут практически на задержке дыхания, предварительно создав кислородный запас. Это объединяет спринтерский бег с дайвингом.

Роды - еще одна ситуация. опасная с точки зрения возникновения синдрома гипервентиляции. На определенных этапах родов важно частое и прерывистое (собачье) дыхание. На курсах подготовки к родам будущих мам учат такому дыханию. Оно пригодится при схватках, чтобы регулировать боль и управлять кислородным запасом. Для создания такого запаса в начале схватки, как перед погружением или спринтерской дистанцией, делаются глубокий вдох и длинный выдох. Затем уже следуют 30-60 секунд частого дыхания. И в конце схватки снова глубокий вдох и глубокий выдох. Причем соотношение вдох-выдох должно быть 1:2. Во время потуг акушеры сами руководят дыханием роженицы – слишком оно важно для появляющегося на свет человека.

Синдром гипервентиляции: почему избыток кислорода вреден

При увеличении уровня кислорода в крови происходит уменьшение углекислоты, которая составляет основу угарного газа. Однако когда содержание кислорода переходит критическую черту, количество углекислого газа резко увеличивается.

Углекислый газ – это конечный продукт обменных процессов, протекающих в организме. В норме уровень углекислоты, постоянно присутствующей в артериальной крови, составляет 41 мм рт. ст., а в венозной – 43-45 мм рт. ст. В воздухе, который содержится в альвеолах легких, также должен быть углекислый газ – его давление там около 40 мм рт. ст. Если бы в легких совсем не было углекислого газа (что может произойти при синдроме гипервентиляции), мы бы вообще не смогли дышать, потому что он является физиологическим раздражителем дыхательного центра, обеспечивая рефлекторность дыхания. Повысилось количество углекислоты в альвеолах – сигнал в мозг – вдох. Насытилась альвеолярная кровь кислородом – сигнал в мозг – выдох. Если кислород поступает в избыточным количестве, парциальное давление углекислого газа в альвеолярном воздухе падает до 12-16 мм рт. ст.

Вторая функция углекислого газа – регуляция тонуса кровеносных сосудов. Из легких в дыхательный центр передается сигнал о критическом снижении уровня углекислоты при синдроме гипервентиляции, рефлекторный ответ – резкое сужение сосудов головного мозга. По суженным сосудам в мозг поступает гораздо меньше кислорода – возникает гипоксия, или кислородное голодание. Все эти химические реакции происходят на фоне активного насыщения других тканей кислородом. Поскольку молекулы кислорода не могут находиться в нашем организме в свободном виде, их связывает гемоглобин. В описываемой ситуации молекулы гемоглобина более прочно связываются с молекулами кислорода и начинается «закисление» тканей, поскольку красным кровяным тельцам тяжелее передавать тяжелые связанные элементы на периферию.

В результате гипоксии начинается торможение коры головного мозга, многие клетки которой безвозвратно гибнут. При этом подкорка активизируется – у человека появляются галлюцинации. Если гипоксия при синдроме гипервентиляции длится долго, возможно наступление инсульта, комы и смерти.