Перейти к основному содержанию

Совесть: благо или беда

Люди привыкли считать, что совесть, регулирующая их поведение, является индивидуальным качеством. Но так ли это.

Берт Хеллингер, немецкий психотерапевт, основатель системной семейной терапии, считает, что совесть – результат опыта многих поколений людей, принадлежащих к семье (роду).

Дети, внуки становятся пользователями накопленного семейного опыта, ощущая его как совесть. Совесть по Хеллингеру – это те правила, которые в предыдущих поколениях помогли выжить или достичь новых статусов.

Если правила устарели

Сегодня условия стремительно меняются уже на протяжении жизни одного поколения. Старые правила, которые помогали выживать нашим прадедам, сегодня становятся ограничением, помехой. Требуется пересмотр старых правил или формирование новых.

В тяжелые времена сталинизма выжить можно было, только слившись с массой других людей, став незаметным, безликим. Талантливые, яркие личности первыми попадали под прицел репрессий. В те годы умение не выделяться было жизненно необходимым. Оно обрело статус негласного правила и было занесено в семейный «банк данных». За выполнением этого правила следит совесть.

В настоящее время соблюдение этого правила уже не является необходимым для выживания. Более того, оно мешает людям проявить себя, достичь самореализации и получить заслуженное вознаграждение от общества. Но совесть продолжает охранять члена семьи, пережившей репрессии, регулируя его поведение при помощи разного рода психологического дискомфорта и мешая его самореализации. Интересы личности и совесть семьи в этом случае сталкиваются, конфликтуют.

Вина и невиновность

Совесть использует для регуляции поведения ощущения вины и невиновности. Часто можно обнаружить, что люди совершают плохие поступки с ощущением невиновности, а хорошие – с чувством вины. Чувства невиновности и вины не соответствуют добру и злу. Они служат семейным, родовым интересам.