Теория единого психоза
Предположение о том, что, несмотря на разнообразие психической патологии, нет отдельных психических заболеваний как таковых, возникло более ста лет назад.
Теория единого психоза
В конце XIX века немецкими психиатрами Целлером и Гризингером была сформулирована гипотеза, согласно которой все психические расстройства стоит рассматривать как проявления одного и того же заболевания. Эта концепция получила название «теория единого психоза». Строилась эта теория на следующих фактах.
Во-первых, все психические заболевания связаны с нарушением работы головного мозга, то есть имеют одну и ту же основу. Во-вторых, в начале заболевания отмечаются изменения в эмоциональной сфере, а затем – когнитивные нарушения, то есть нарушения мышления, интеллекта и памяти. Поэтому в развитии любого психического расстройства можно выделить несколько стадий: мания, меланхолия, помешательство и слабоумие.
Теория единого психоза была отвергнута, так как считалось, что существуют отдельные психические заболевания, для каждого из которых имеется своя причина возникновения. И именно эта причина определяет симптомы, течение и исход заболевания. Если для какого-либо расстройства специфическая причина была неясна, то считалось, что будущие исследования позволят ее выявить.
Однако по мере дальнейшего изучения были обнаружены факты, необъяснимые с точки зрения этого подхода. Отсутствовали четкие границы между отдельными психическими заболеваниями, обнаруживалось большое количество промежуточных форм, кроме того, поиски специфической причины, приводящей к развитию того или иного заболевания, не увенчались успехом. А если нет конкретной причины, то сложно говорить об отдельном заболевании как таковом.
Новый взгляд на теорию
Изменение общего подхода в медицине, произошедшее после работ Ганса Селье, позволило взглянуть на болезнь с другой точки зрения и дать теории единого психоза новое развитие. Болезнь стала рассматриваться не только как результат действия патогенного фактора, но и как совокупность защитных реакций, «адаптаций» против него. Исходя из этого, проявления психических расстройств в большей степени зависят не от причины развития, а от уровня и глубины поражения головного мозга.
Головной мозг – это сложная саморегулирующаяся система. При воздействии какого-либо фактора, нарушающего его работу, происходит включение реакций, направленных на компенсацию этого нарушения. Проявления этих компенсаторных реакций могут быть настолько сильными, что сами приводят к неблагоприятным последствиям.
Основной функцией мозга является переработка поступающей информации и регуляция процессов жизнедеятельности и поведения. В результате действия различных патогенных причин возникает одно и то же следствие – мозг перестает адекватно выполнять свою функцию. Для сохранения нормальной работы организма происходит активация деятельности работы мозга. Если этого недостаточно для восстановления, то активация будет нарастать и сама по себе становится угрозой для организма.
Для устранения этого возникают защитные реакции второго порядка, включая общее снижение психической активности (депрессия), резкое повышение психической активности (мания), уменьшение притока информации, что может проявляться в деперсонализации, галлюцинациях, бредовых расстройствах.
При нарушении работы головного мозга организм старается компенсировать нарушенную функцию, и симптомы психических расстройств как раз представляют собой проявления адаптации к нарушению, а не отражение непосредственного действия патогенного фактора.
Таким образом, теория единого психоза, предложенная более столетия назад, в рамках такого адаптационного подхода получает свое новое толкование и дальнейшее развитие.